Галя Галкина, Новое Поколение.
Он называет Алматы “городом-сказкой”. Конечно, ведь в Казахстане нет иного такого уникального сказочного града, в пейзажи которого вписались великолепные отроги Заилийского Алатау, в воздухе витают ароматы акаций и лип, а в жаркие дни можно услышать журчание арыков и фонтанов. Cам он явился в наш город как сказочник, чтобы рассказывать и показывать сказочный Алматы, а главное — продолжать строить город-сказку!
Евгений Алексеевич Васякин, заслуженный архитектор РК, легенда отечественного градостроительства, автор генерального плана застройки Алматы и новых принципов планировки. Принимал участие в разработке генпланов Алматы, Талдыкоргана, Шымкента и многих других городов Казахстана.
Евгений Алексеевич во всем склонен видеть символы и знаки. Ведь именно так космос общается с людьми, помогает им преображать пространство и саму жизнь… Архитектор внимательно читает знаки, которые ему посылают небо, космос, а потом запечатлевает их, эти знаки, в своих земных проектах…
— Был 1973 год, когда я вдруг осознал значимость этого момента моей жизни. Символично — я родился в 1937 году, а если число 37 зеркально поменять, то получается 73! Я начинаю думать — неспроста эта зеркальная симметрия заложена… Глянул на небо и будто увидел некую ось, возносящуюся в космос! И понял, откуда подпитываюсь, где беру свои идеи!
У Евгения Васякина к тому времени было пять блестящих работ, два авторских свидетельства. Он получил две премии за конкурсный проект на южную и центральную части города, работая в составе бригады Н.И. Рипинского вместе с талантливыми коллегами (В. Гостев, В. Гостева, Ю. Ратушный, В. Ким). Продуктивность, с которой работал Евгений Алексеевич, удивляла его самого:
— Целый коллектив ломал голову, а я взял и один нарисовал транспортно-планировочную структуру города и выиграл конкурс! Мои молодые коллеги спрашивали: “Откуда Васякин черпает силы?”. А я и сам дивился такой своей активности и объяснял ее только тем, что у меня есть связь с небом… Помню, как одна из коллег воскликнула: “Ребята, Васякин прав! Мы все — продукты космоса!”.
— Евгений Алексеевич, насколько актуальны Ваши проекты? Воплощаются ли они в жизнь сейчас?
— Мы с коллегами делаем крупные градостроительные проекты, выполняем Генеральный план застройки-2050. И только в 2050-м можно будет увидеть, прав ли я оказался. Это не скоротечная вещь. Можно возвести дворец, застроить улицу, все это требует времени. Вот, посмотрите на проспект Достык, в прошлом — проспект Ленина. Я впервые давал предложения по его застройке в 1965-67 годах. И сколько лет прошло, прежде чем проспект был реализован! В 1970 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ленина была завершена мемориальная застройка проспекта Ленина (уже в годы независимости, с осени 1995 года, он получил новое название — “Достык”). Конечно, удаче способствует то, попал ли ты как архитектор в струю, в дату, и если все совпадает, твой проект быстро реализуется. Так было с концепцией генерального плана застройки не только Алматы, но многих городов страны.
За 50 лет деятельности, по выражению Евгения Алексеевича, через его руки прошли целые поколения архитекторов города, страны. Ведущий архитектор щедро делился опытом, знаниями, направлял, наставлял будущих специалистов, помогал с дипломами, сотрудничал с теми, кто уже вполне окреп.
— В Алматы появилось множество молодых архитекторов, город меняет свой облик, активно застраивается. Как Вы относитесь к работам молодых, как оцениваете перспективы строительства в нашем городе?
— Наше поколение архитекторов-аксакалов последовательно шло в своем направлении, опираясь на советскую архитектурную школу. Но потом наступила эра капитализма, и мы порастеряли людей, идущих за нами. Произошел разрыв поколений, нарушилась преемственность. Сейчас молодые проектные группы работают в небольших конторах, что-то делают… Но продукт их деятельности мы часто и в глаза не видим… Не знаем, как именно они работают, чтобы дать оценку. При социализме мы обменивались опытом, могли друг другу дать совет, молодежь тянулась к нам, слушала. Мы собирались в большие профессиональные коллективы, горячо дискутировали, размахивали руками, доказывая свою правоту… Что сейчас происходит? Я не смогу дать оценку современным процессам, так как связь поколений прервалась. Но город растет. Если раньше он заканчивался кладбищем и комплексом ТЭЦ-2, то теперь вокруг городского кладбища закладывается промышленно-производственная зона на 25-30 тысяч работающих. Туда уже заложили легкий рельсовый скоростной транспорт. Осваиваются районы, располагающиеся дальше Бурундая. Архитекторы начинают “растягивать” Алматы, потому что в центре скопилось несметное количество транспорта, как производственного, так и частного. Этими мерами мы снимем нагрузку с центра города. Новые районы будут жить территориально полнокровной жизнью. Центр города мы называем “зеленым квадратом”, и я — опытный проектировщик, один из разработчиков транспортной схемы города, пока не придумал, как решить транспортную проблему в “зеленом квадрате” Алматы.
— Какова перспектива роста города?
— Необходимо будет строить Большую алматинскую кольцевую дорогу — БАКАД. В пригородной зоне предусмотрено строительство БАКАД вокруг города, и вдоль этой дороги будет территория и для рынков, и для промышленных объектов. Условно говоря, территория нынешнего города составляет 32 тысячи гектаров, а с учетом БАКАД она станет 72 тысячи гектаров. В распоряжении города окажется 40 тысяч гектаров свободных территорий — развивайся куда хочешь! Появится кольцевая магистраль и решится транспортная проблема. А соорудят нам БАКАД китайцы: перебросят миллионы тонн груза из Западного Китая и возведут Большую алматинскую кольцевую дорогу, потому что сами мы неспособны это сделать, к сожалению.
— Наш город стремительно растет и числом граждан. Как этот фактор отразится на застройке?
— В Алматы проживают более полутора миллионов человек. Насколько мне известно из прессы, еще 800 тысяч — мигранты. Мы живем в непростое время, эти люди приехали в спасительный Алматы, чтобы каким-то образом выжить. И, если учесть население Алматы вместе с этим мигрантским контингентом, то в нашем городе пребывают примерно 2 миллиона 400 тысяч человек. Но в перспективе нужно учитывать, что население вместе с мигрантами разрастется до 3,5 миллиона человек. С учетом такого количества горожан в концепцию города закладывается 4-5 узловых промышленных центров. Алматы становится мегаполисом, город, как магнит, будет притягивать к себе людей. Почему? Потому что здесь сформировалась среда города-сказки! Лучшего в Казахстане города никогда не было и не будет! Это вам не горячий Чимкент, не ветреная Астана…
— Алматывед Владимир Проскурин назвал в свое время южную столицу городом в ожерелье гор…
— Конечно же, люди будут сюда стремиться. Город притягивает их, как магнит. Перспективы его развития большие. Нужно перевести на газ и электричество городской транспорт, чтобы исключить использование бензина, уменьшить загазованность воздуха в городе в 10 раз… Использование электрифицированного наземного транспорта, а также метро позволит нам решить эти вопросы. И тогда можно будет развивать Алматы территориально и не бояться, что мы задохнемся от смога. Город будет расширяться — до Каскелена, Талгара, Капшагая… Это уже будет не просто город, а целая работающая система. И, если мы, старая гвардия, матерые проектировщики, к тому времени будем в строю, то подбросим кое-какие хорошие идеи для города, для жителей, для себя.
— Евгений Алексеевич, сегодня при возведении жилых комплексов учитывается сейсмозонирование?
— Конечно, ведь вероятность 9-балльного землетрясения у нас присутствует. Новая серия жилья по моим проектам отличается большей прочностью, мои дома не прогреваются летом, не промерзают зимой. А также в этом проектировании учитывается экономное использование территории — мы можем сэкономить на транспортной доступности. Когда все рядом, “под рукой”, то у жителей появляется время для воспитания детей, для отдыха, самообразования. Не придется тратить часы на длительные переезды от работы, от учебного заведения и до дома. Когда город компактный, то это — чудо! Думаю, моя концепция прорастет со временем, так как она гуманистична и сэкономит большие средства.
— Насколько городские власти воспринимают Ваши идеи?
— В то время как заместителем акима по строительству был Виктор Долженков, мы с ним разговаривали на равных, он с уважением относился к моим идеям. Сейчас уже нет такого понимания с представителями акимата, к сожалению. Я не всегда прихожу в акимат, будучи так элегантно одет, как сегодня. Мне кажется, что на меня там смотрят так, будто к ним пришел бомж… Но мы все же попробуем прорваться с нашими идеями. Буду готовить материалы для Астаны, для администрации президента. У меня фантастические идеи!
http://www.np.kz/2014/07/31/skazochnik.html